Если вы хотите привлекать новых клиентов и удерживать постоянных, изучайте и внедряйте точки контакта с клиентом. От них зависит восприятие вашего продукта/услуги и общее впечатление от компании. В статье разберем, почему точки касания важны, их виды и как с ними работать.
Что такое точки контакта с клиентом
Это любые ситуации, в которых клиент взаимодействует с компанией (брендом), на протяжении всего своего пути, начиная с первого знакомства и заканчивая послепродажным обслуживанием. Могут быть как прямыми, так и косвенными. Например:
- Человек увидел пост в Инстаграме о вашей компании. (косвенная)
- Менеджер написал ему в Директ. (прямая)
- Клиент приехал в офис компании. (прямая)
- По пути он увидел баннер о продукте. (косвенная)
У каждой компании свои точки соприкосновения с клиентами. Известный маркетолог Игорь Манн определяет 189 таких разнообразных точек. Но внутри одной компании достаточно выбрать несколько подходящих, чтобы успешно вести бизнес.
Ключевые особенности точек касания:
- охватывают все этапы клиентского пути: до покупки, во время покупки, после покупки.;
- присутствуют во всех разнообразных каналах и форматах: сайт, социальные сети, электронная почта, реклама, офлайн-магазины, обзоры, звонки в колл-центр и др.;
- любая точка формирует восприятие бренда и влияет на лояльность клиента;
- негативный опыт в нескольких точках контакта может привести к потере клиента, при этом положительный опыт увеличивает вероятность повторных покупок и рекомендаций.
Зачем изучать точки контакта
Если для вас клиент — не просто цифра в отчете и вы действительно хотите развивать бизнес, то сделайте взаимодействие с компанией удобнее, проще и приятней для клиента. Учитывайте психологию потребителей и их запросы.
Как точки влияют на успешность бизнеса:
- показывают, какие процессы нужно улучшить;
- дают понять позитивный и негативный эффект от контента;
- демонстрируют слабые этапы в воронке продаж.
От первого контакта с клиентом будет зависеть весь путь продажи: оставит ли клиент заявку, свяжется ли с конкурентами, поделится ли отзывами и рекомендациями.
Виды точек касания с клиентом
Виды точек бывают разными в зависимости:
- От реакции людей. Положительные, нейтральные и отрицательные точки зависят от эмоций покупателя, его выводов и впечатлений.
- От времени внимания клиента. К однократным относят коммерческое предложение. К повторяющимся — публикации в социальных сетях, рекламные ролики.
- От срока жизни самой точки. Краткосрочные точки — визитка, рекламный баннер, упаковка; долгосрочные — сайт, использование продукции.
Еще точки делят в зависимости от формы подачи и типа информации. Рассмотрим их подробнее.
Визуальные
Основную информацию мы получаем с помощью зрения, поэтому визуальные точки соприкосновения будут ключевыми. К ним относятся:
- внешний вид здания и сотрудников, самого товара;
- рекламные вывески, баннеры и листовки;
- дизайн офиса;
- юзабилити сайта, фотографии товаров;
- и многое другое, что можно оценить глазами.
Аудиальные
Чаще всего их применяют во время прямого контакта с клиентом, но и в удаленных продажах они тоже важны. К ним относятся:
- первые фразы консультантов;
- тон общения и громкость слов;
- музыка в офисе.
Консультации должны проходить только в спокойной обстановке. Чтобы эта точка касания не стала негативной, включайте расслабляющую музыку, которая не будет привлекать внимание.
Обоняние
Что бы ни производила ваша компания, в помещении всегда должно приятно пахнуть либо ничем не пахнуть. Обратите внимание на запахи:
- в приемной или магазине;
- всех товаров и даже сотрудников.
Чтобы клиенты чувствовали себя комфортно, позаботьтесь о нейтрализации неприятных запахов.
Информационные
Вся информация для клиента должна быть полезной и позитивной:
- карточка с описанием товаров;
- скорость ответа консультантов;
- отзывы клиентов;
- блоги;
- e-mail рассылка.
Шрифты должны быть читабельными, формулировки четкими, а отзывы реальными. Все это вызывает доверие к бренду, помогает покупателю сделать выбор.
Подсознательные
Не всегда человек принимает решение рационально. Чтобы воздействовать на подсознание человека, нужно обращать внимание на каждую мелочь: мебель, канцелярия, даже вид из окна.
Такие точки касания тоже можно сделать положительными, чтобы у клиентов возникло внутреннее ощущение комфорта.
Опыт
Если клиент уже встречался с вашим продуктом или сотрудниками, то опыт станет решающим фактором: понравился ли товар, хорошо ли обслужили, какое было общее впечатление. После обращения клиента нужно закрепить хорошее впечатление. Сделать это можно с помощью:
- презента;
- бонусов;
- сообщения об акции;
- именной карты лояльности.
Как правильно определить точки контакта с клиентом
Важен путь от первого взаимодействия до продажи. Вычислите каждое взаимодействие и работайте над их качеством. Для этого:
Пройдите путь клиента
Поставьте себя на место клиента и пройдите весь покупательский путь. Оценивайте каждый шаг объективно, чтобы выявить слабые места и возможности для улучшений.
Изучите опыт конкурентов
Пройдите весь путь взаимодействия с продуктом или услугой у ваших конкурентов, представляя себя клиентом. Можно встретить много интересных ходов и стратегий и адаптировать лучшие практики под свой бизнес.
Проанализируйте воронку продаж
Изучите все этапы воронки продаж. Каждый этап воронки — это точка касания с клиентом. Работа над их качеством повысит лояльность и конверсию.
Как работать с точками касания
Как только вы проанализируете весь покупательский путь и найдете точки касания, можно начинать с ними работать: планировать внедрение новых, контролировать существующие, разрабатывать уникальные.
Отсортируйте ваши точки
Каждой точке контакта с клиентом дайте оценку, насколько каждая из них важна для бизнеса. По рейтингу будут видны самые нужные точки, оцените эффективны ли они.
Ответьте на важные вопросы
Проанализируйте все точки соприкосновения и к каждой задайте вопросы:
-
Что нужно сделать, чтобы точка стала эффективней?
-
Кого назначить ответственным за это?
-
Сколько нужно времени на улучшение точки?
Уберите слабые звенья
Каждая точка несет положительный или негативный настрой после соприкосновения. Если вы заметили, что клиенты уходят с сайта, оставляют отрицательные отзывы, то над точкой нужно работать или вовсе убрать.
Сделайте выигрышные точки
Все средние по эффективности точки нужно переквалифицировать в положительные. Если вам нужен рекламный баннер, продумайте с дизайнером и маркетологом оформление и привлекательное УТП, чтобы произвести впечатление и вызвать положительный отклик (реакцию «вау!») у будущих покупателей.
Воздействуйте на все органы чувств
Уделите время сенситивному маркетингу. Например:
-
Если ваш сайт удобный, пусть он еще будет и красивым.
-
Работники пусть будут не только квалифицированы, но и с грамотно поставленной речью и спокойным тоном.
Найдите пропущенные точки взаимодействия с клиентами
Когда будете проходить покупательский путь, вы заметите недостающие звенья. Обнаружить их помогут и конкуренты. Пропущенные точки сразу добавляйте.
Установите взаимосвязи между точками
Каждая точка — это элемент длинной цепи. Взаимодействие с одной подталкивает к взаимодействию с другой. Клиент проходит путь до покупки, сам того не замечая:
-
Заходит в Google, чтобы найти решение своей проблемы.
-
Натыкается на статью с описанием разных способов.
-
Читает отзывы или готовые предложения на сайте и переходит к покупке (скачивает приложение, оформляет подписку, знакомится с другими продуктами).
Как CRM помогает с точками соприкосновения с клиентом
CRM-система может взять на себя многие процессы:
- отправка электронных писем;
- рассылка смс;
- оповещения о статусе заказа;
- сбор и распределение заявок для менеджеров;
- вписание данных клиента в шаблонные письма;
- составление отчетов и актов по заданным параметрам.
Так вы освободите сотрудников от рутинной работы для более важных задач, с которыми не справится автоматика.
Если нет времени на освоение CRM, попробуйте сервис Сделки MANGO OFFICE. Он автоматически добавит нового клиента в базу: вы не упустите ни одного. Также обработает все обращения из разных каналов. Вы сможете видеть воронку продаж, весь путь от обращения клиента до закрытия сделки.
Что важно запомнить
-
Каждый этап воронки продаж — это точка контакта. Если комплексно проработать все точки, то количество продаж и положительных отзывов будет постоянно увеличиваться.
-
Правильно выстроенные точки контакта делают взаимодействие клиента с компанией простым и удобным. Используйте сенситивный маркетинг, CRM и опыт конкурентов.
-
Первая точка часто самая важная и определяющая. Не пытайтесь внедрить сразу множество точек, сфокусируйтесь на эффективных именно для вашего бизнеса и целевой аудитории.
< читать Журнал